О чрезвычайных ситуациях в Кроноцком и Корякском заповедниках, Южно-Камчатском заказнике им. Т. И. Шпиленка просьба сообщать по телефону оперативного дежурного ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник»: +7-924-891-52-36.  

Если вы почувствовали землетрясение, сообщите об этом в Камчатский филиал геофизической службы РАН www.emsd.ru/lsopool/poll.php 

Конкурсы и акции Кроноцкого заповедника
 

Главная / Новости / Фокусное расстояние — от Брянского леса до Камчатских тундр

Новости

29 сентября — 2010

Фокусное расстояние — от Брянского леса до Камчатских тундр

Благодарности губернатора за высокий профессионализм и личный вклад в развитие туризма удостоился госинспектор Кроноцкого заповедника, фотограф Игорь Шпиленок. Уже четверть века первоклассные снимки - его главное оружие в борьбе за сохранение природы России.

Состязание работников туристской индустрии на полуострове устроили впервые. 28 сентября в правительстве Камчатского края назвали лучших гидов-проводников, фотографов, официантов. Лучшим инструктором-проводником-2010 стал профессиональный врач и спасатель Александр Байчурин, второе место и третье место досталось двум высококлассным альпинистам клуба «Кутх» Кириллу Серёгину и Александру Зобенько.

На празднике всех жителей туристической Мекки страны — Камчатки — поздравили со Всемирным днем туризма. Конкурс был организован профильным Агентством и проводился для повышения профессионального мастерства и престижа труда работников индустрии.

Самый снимающий и «объективный» госинспектор полуострова — Игорь Шпиленок получил благодарственное письмо от губернатора Алексея Кузьмицкого. Не лично в руки, сейчас Игорь Петрович несет охрану на далёком кордоне Кроноцкого заповедника Аэродром. На берегу реки Кроноцкая, среди метелей и диких зверей, он пробудет до весны. «Моя прописка — заповедники России, в полевых условиях я провел полжизни, и это уже привычка» — обычно говорит автор.

В большой мир фотографии Игорь Шпиленок шагнул прямо с цветущей поляны подснежников, когда ему было 13 лет … Вот что Игорь Петрович рассказывает о себе, о фотографии, и секретах мастерства и персональных ноу-хау:

«Фотография для меня не является самоцелью. В первую очередь это мощный инструмент в главном деле моей жизни — охране дикой природы. Именно дикой, поэтому главная и единственная тема моего творчества — российские особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники. В России 101 государственный заповедник, 40 национальных парков и тысячи заказников. Я тесно интегрирован в эту жизнь, работал на всех должностях от директора заповедника до рядового инспектора охраны природы, более половины своей жизни провел непосредственно в дикой природе. Правдивая природная фотография призвана быть мостом между современным урбанизированным миром и дикой природой.

Здесь, в Кроноцком заповеднике, я оказался в первозданном прошлом человечества, в прошлом, по которому мы все тоскуем. Человек здесь мало чего успел разрушить. Меня здесь окружают неиспорченные электрическими линиями и автодорогами драматические ландшафты. Звери порой здесь не знают, что человек царь природы и не уступают тропы, а рыбы, идущей на нерест, может быть так много, что в ручье нельзя искупаться. Порой приходится неделями, а то и месяцами жить в самых труднодоступных местах. И ты видишь то, что не дано другим, видишь то, что никогда не повторится.

Любой фотограф, начинающий снимать диких животных, сталкивается со множеством трудностей и разочарований. Любой зайчишка старается не подпустить человека ближе расстояния ружейного выстрела, то есть на 70–100 метров. Животные получаются на снимке слишком мелкими, чаще всего убегающими в смертельном страхе. Секрет один — как можно больше времени находиться рядом с объектом съемки, как можно больше знать о них — тогда тебе удается увидеть больше, чем другим. Терпеть разлуку с родными, непогоду, иногда голод. Это возможно только тогда, когда у тебя есть эмоции, отношение к снимаемому, когда ты мотивирован. Я наблюдаю самые интересные моменты на границах состояний природы. На стыке ночи и утра. На смене сезона. На смене погоды.

Чтобы фотографировать ту же утку или зайца в полный кадр даже с помощью длиннофокусного объектива, надо оказаться в трех-пяти метрах от него. Нереально? Если бы было нереально, не существовало бы множества замечательных фотографий, показывающих самые сокровенные моменты из жизни животных. Грамотно устроенный скрадок — вот что может помочь приблизиться к осторожным зверям и птицам на любое расстояние. Скрадком может служить все, что способно скрыть фигуру человека и ее движения: маленькая палатка, шалаш, яма, большое дупло, завал деревьев, даже куча хвороста — все зависит от конкретной ситуации.

Я не езжу на съемки на один-два дня. Мой подход — поселиться в лесной избушке (или палатке) на несколько недель, а иногда и месяцев. Стать частью ландшафта. Постепенно животные перестают тебя бояться. Однажды я пять месяцев провел в избушке на берегу Тихого океана в Кроноцком заповеднике. Первые две недели я видел зверей только на большом расстоянии. Первыми меня перестали бояться местные лисы и медведи, потом росомахи и соболи. Появились возможности снимать их взаимодействие между собой. По утрам я часто жарил яичницу с беконом или пек оладьи. Этот запах был наркотическим для всех лис в округе. Они подходили вплотную к занесенному снегом окну кухоньки и с вожделением втягивали ароматные струи. За право стоять у окошка и нюхать происходили драки. Снимать можно было прямо из окна» — рассказывает Игорь Шпиленок, государственный инспектор ФГУ «Кроноцкий заповедник».